6 ноября 2020 года состоялись общественные слушания проекта Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена).  Мероприятие было организовано на базе Общественной палаты РФ, организатором и модератором выступил Григорий Сергеев, член ОПРФ и Директор АНО «Центр Поиска Пропавших Людей».

«Самое эффективное решение проблемы – создание единой федеральной базы неизвестных пациентов, с доступом к ней не только сотрудников правоохранительных органов, но также родственников и профильного волонтерства. Для нас совершенно не важно знать состояние и диагноз пациента, нам нужно понимать, в какой больнице находится человек и как он выглядит», - прокомментировал Григорий Сергеев.

В общественной экспертизе законопроекта приняли участие члены Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, привлеченные к обсуждению представители федеральных органов исполнительной власти, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, а также общественные эксперты.

Законопроект "О внесении изменений в статьи  13 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 7 октября 2020 года Правительством Российской Федерации (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1031221-7).

Проект законопроекта разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г по итогам встречи с представителями добровольческих (волонтерских) организаций. Данный проект предусматривающий Правительству Российской Федерации принять меры по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций и добровольческих (волонтерских) организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в части, касающейся их поиска, установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией, и малолетних детей.

В настоящее время остро стоит вопрос организации розыска пропавших лиц, который осуществляют правоохранительные органы совместно с волонтерскими организациями. Одним из направлений розыска пропавших людей является проверка их местонахождения в медицинских организациях.

Установление в настоящее время фактического нахождения без вести пропавшего лица в медицинских организациях (кроме лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий)  возможно только путем запроса сведений из медицинской организации, что влечет за собой многократное увеличение сроков розыска указанных лиц, привлечение значительных сил и средств для установления обстоятельств безвестного исчезновения лица, в том числе и возможного совершения преступления в отношении такого лица. Успех розыска лиц, пропавших без вести, непосредственно связан с состоянием идентификационной деятельности.

По данным МВД России, в течение 2019 года в органы внутренних дел поступило 180 523 заявления о розыске без вести пропавших граждан, из них установлено местонахождение 163 328 лиц без заведения розыскного дела. В розыск объявлено 13 655 лиц. Всего с учетом прошлых лет в 2019 году разыскивалось 49 785 лиц, пропавших без вести. Количество неопознанных тел, чья личность устанавливалась в течение 12 месяцев 2019 г., составило 15613.

В 2019 году устанавливалась личность более 300 граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе. В первом квартале 2020 года устанавливалась личность более 270 граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе.

Указанные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования механизмов информирования органов внутренних дел с целью своевременного установления местонахождения разыскиваемых лиц, в частности, путем возложения на медицинские организации обязанности по предоставлению сведений о поступлении конкретных категорий пациентов, а также сведений о случаях смерти пациентов, личность которых не установлена.

В то же время, сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" составляют врачебную тайну.  К числу таких случаев, допускающих предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, относятся в том числе информирование органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

Медицинские организации должны передавать в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации сведения о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них определенных признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий. При этом такая обязанность соответствующего информирования не предусмотрена в случаях поступления пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена.

Таким образом, имеется необходимость законодательного закрепления правовых оснований для медицинских организаций сообщать сведения об указанных категориях лиц, личность которых не установлена. Законопроект разработан в целях создания таких правовых оснований.

Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 13 и 79 Федерального закона.  При этом, имея в виду, что причины, по которым пациент оказывается неспособным сообщить данные о своей личности могут не ограничиваться потерей сознания, памяти или деменцией,  в законопроекте используется формулировка "пациент, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности", уже применяемая в законодательстве Российской Федерации.

© Copyright 2018 ЦППЛ - Все права защищены