Александра Яговкина
Кировская область

 

Педагог из Кирова Александра Яговкина возглавляет региональное отделение отряда «Лиза Алерт» в Кировской области, шесть лет занимаясь поисками пропавших людей

 

В 2013 году в Кировской области был поиск братьев Кулаковых 7 и 9 лет, пропавших в лесу. Я случайно увидела объявление на одном из сайтов, начала читать об этой ситуации, испытывая неподдельный ужас. Однако у меня поначалу не возникло мысли помочь в поисках детей, потому что я не представляла, чем я могу быть полезна. Время шло, я следила за ситуацией, читала новости, переживала, а мальчишек все не находили. Я стала беспокоиться. Мне было страшно представить, как дети одни находятся в лесу. Наконец я решилась, позвонила по указанному телефону и предложила свою помощь. Поскольку поиск был в одном из отдаленных районов Кировской области, Опаринском, добираться туда было достаточно проблематично. Сама поехать я не смогла, но рассказала все мужу. Он решил поучаствовать в поисках вместе с друзьями. По возвращении муж рассказал о том, как строится поиск, что делают волонтеры. Я слушала и понимала, что я тоже могу чем-то быть полезной.

 

Поиск мальчишек длился почти месяц, к сожалению, детей так и не нашли. После того, как активная фаза поиска завершилась и добровольцы стали уезжать домой в другие регионы, я увидела объявление, что в Кирове создается региональное отделение «Лиза Алерт». Пришла на собрание, послушала организаторов и засомневалась, что это мое. Во-первых, я жаворонок, после 22 часов мне звонить бесполезно, потому что я уже сплю. Да и ночью в лес я идти боялась. Даже представить это себе не могла, как это: там же темно, страшно, звери всякие ходят... Максимум, чем я готова была помочь, – организовать питание – чай с бутербродами. Но совершенно неожиданно для себя я втянулась. За шесть лет поисковой деятельности каких только поисков не было: и лес, и болото, и горы, и поле. И городские поиски тоже! И я давно уже не жаворонок и не сова, а «птица-несыпуха», если можно так выразиться.

 

О переломном моменте

Мои первые поиски ограничивались расклейкой ориентировок, я очень долго оттягивала момент похода в лес. Я не понимала, что буду делать в лесу. Мне было страшно. Наконец, я дала себе обещание, что, как только случится подходящий момент, я обязательно отправлюсь на серьезный поиск. И такой момент не заставил себя ждать. Но все складывалось не особенно удачно: я приехала на поиск, а через несколько часов у меня поднялась высокая температура, мне пришлось возвращаться домой. Я была почти уверена, что на этом моя волонтерская деятельность и закончится. Но спустя какое-то время мне пришло сообщение о том, что недалеко от города, в лесу, потерялись бабушка и пятилетняя внучка. Я показала это сообщение мужу и сказала: «Ну я не могу не поехать, просто не могу. Отпустишь?». И он отпустил. Так получилось, что в тот раз именно наша группа нашла потеряшек. Местами лес был очень сложный, молодые ели росли сплошной стеной, переплетались ветвями. Мы с трудом продирались сквозь заросли. Под ногами были полузатопленная местность и высокие кочки. А еще совсем рядом слышались какие-то звуки, хруст веток... Мне было страшно. До того момента, когда мы услышали отклик пропавших. Когда мы удостоверились, что слабое «ау» нам не послышалось, мы бросились вперед, не разбирая дороги. Моя память говорит мне, что мы одолели четыреста метров за 10 секунд. Умом я понимаю, что такого не бывает. Но ощущения остались именно такие: отклик, стремительный бег и... вот они! Потом несколько часов мы возвращались. Девочку несли на руках, бабушке помогали идти. Этот поиск все расставил на свои места. Я поняла, что я там, где должна быть.

 

О себе и об отряде

За время моего волонтерства я занималась разными направлениями поисковой деятельности. Принимала заявки на горячей линии, была инфоргом поиска, потом занялась профилактическим направлением и стала детским инструктором. Еще я поисковик, старший поисковой группы, координатор и т.д. Большинство направлений, которые есть в отряде, я знаю не понаслышке. Сейчас я региональный представитель отряда в области. Большей частью это, конечно, организационно-административная работа. Но и она очень нужна, ведь отряд растет, развивается. За шесть лет работы отряда нам поступили заявки на поиск более двух с половиной тысяч человек в Кировской области. Год от года число заявок растет, потому что люди узнают об отряде, понимают, что мы готовы прийти на помощь.

 

О внутренних изменениях

«Отряд во многом родил меня в человека, которым я всегда хотела быть», – эту фразу я прочитала в интервью с одним из добровольцев нашего отряда и поняла, что это будто про меня сказано. Каждый из нас мечтает сделать в жизни что-то значимое, важное. Что-то такое, что наполнило бы его жизнь смыслом. Отряд дает эту возможность, дает реализовать себя. Самое главное качество, которое я приобрела благодаря поисковой деятельности, – колоссальное терпение. По характеру я очень эмоциональна, однако на поисках это может мешать, потому что нужно в любой ситуации сохранять самообладание.

Еще у нас вырабатывается «поисковый взгляд». Когда бываю на улице, автоматически обращаю внимание на всё, что происходит вокруг. Растерянный пожилой человек, плачущий ребенок – я бы и раньше не прошла мимо, но с появлением в моей жизни отряда я стала понимать, как наиболее эффективно выстроить свои действия, чтобы помочь. Я всегда смотрю, как выглядит человек, оцениваю ситуацию, и если понимаю, что нужна моя помощь, то делаю все возможное. И это не только моя фишка. Все поисковики такие. «Лучший поиск тот, которого не было», – говорим мы. Здесь и сейчас сделай всё, что от тебя зависит. Ведь потом может быть поздно.

 

О личном

Совмещать семью, работу и отряд тяжело. Но у меня замечательная семья. Муж, который очень поддерживает и помогает. Без него я бы совершенно точно не справилась с такой нагрузкой. Дети привыкли к тому, что я могу уехать в ночь на поиск. Иногда на несколько дней. Знают, что в любое время суток мне могут позвонить с вопросом по поиску. Знают, что за всем этим может стоять жизнь человека. И относятся к этому с пониманием. У нас с дочерью есть договоренность: если она просит, чтобы я вечером осталась с ней, у нее есть в этом потребность, я откладываю все свои дела и занимаюсь только ребенком. Я очень благодарна моей семье за ту силу и любовь, которую они мне дают.

Такая насыщенная жизнь дает мне еще один плюс: она позволяет особенно остро проживать и ценить моменты, которые я провожу со своей семьей.

Иногда я устаю, бывает что-то вроде выгорания, когда ничего не хочется. Это значит, пришло время немного отдохнуть, восстановить силы. Обычно я «тюленю», как выражается муж: сплю, читаю, общаюсь с семьей, угощаюсь чем-нибудь вкусным. Потом приходит восстановление. И осознание того, что у меня есть еще силы. Силы на то, чтобы дать шанс на спасение пропавшему человеку. И пусть этот шанс будет один из миллиона, но он все равно будет, это лучше, чем ничего. А если я своим примером смогу увлечь и других, это замечательно. Значит, будет еще один шанс. И еще. И еще. Вместе мы сила! Все знают историю возникновения отряда, когда потерялась девочка Лиза. Я не участвовала в том поиске, я даже ничего не знала про отряд тогда. Но для меня эта история – то, ради чего все, что мы делаем сегодня, изо дня в день. История о маленькой девочке. Даже сейчас, когда рассказываю ее, у меня слезы подкатывают. Это странно, это наивно, но для меня это так. Для меня память о Лизе – это то, о чем нельзя забывать. Никогда. Отряд – это люди, взрослые люди. Которые добровольно взяли на себя обязанность помогать пропавшим. Мы должны успеть, найти, защитить.

Существуют профессии, которые принято считать геройскими: пожарные, сотрудники МЧС, врачи, военные. Наверное, у каждого из нас была детская мечта стать героем. Отряд не только дает возможность приблизиться к этой мечте, но и понять, что путь к геройству очень непростой: долгий, трудный, монотонный. И «подвиг» – это всего лишь малая часть того, что на виду. А за всем этим стоят терпение, упорство, трудолюбие и постоянное совершенствование себя, своих знаний. Происходит переосмысление понятия «геройство», ты начинаешь осознавать, что то, что ты делаешь, это тоже геройство, но несколько иного характера. Оно тихое, правильное, социальное, такое, каким оно и должно быть.

Проект «Гордость России»

© Copyright 2018 ЦППЛ - Все права защищены