Юрий Иванов
Москва

 

Спасатель из Москвы Юрий Иванов организовал Общественный поисково- спасательный отряд «СпасРезерв», руководит отделом, в котором обучают спасателей-добровольцев и вместе с ними участвует в спасательных операциях

 

Более 23-х лет я прослужил в Советской Армии. По образованию – военный инженер-аэрофотогеодезист. Служил в спецчасти. Участвовал в 28-ой Советской Антарктической экспедиции, был в командировках в Египте и США. Об этом периоде жизни я, конечно, много рассказывать не могу. Я тогда как будто ехал в скором поезде по хорошо уложенным рельсам. После распада СССР я ушел в запас в звании подполковника. Это был переломный момент, в моей жизни произошли кардинальные изменения, а сход локомотива с рельсов был очень болезненным.

 

В это время тяжело было и морально, и материально. Мои знания оказались никому не нужны. Я умел организовывать и проводить курсы для специализированных групп военнослужащих. Мы учили ради конкретного дела конкретных людей для работы в конкретных условиях. Позднее именно эти навыки и пригодились мне в первую очередь. 



О начале после конца 

В 1999 году я пришел в учебный центр Московской службы спасения в качестве кандидата на должность оперативного дежурного информационного центра. Закончил обучение хорошо, но не прошел по конкурсу. Со мной уже были готовы попрощаться, когда во время беседы с начальником отдела кадров я дал несколько рекомендаций по организации учебного процесса и мною заинтересовались руководители! Таким образом, линии судьбы сошлись. С 2004 года я возглавил учебный центр. Именно в Московской службе спасения я впервые столкнулся со спасателями-добровольцами (резервистами). Как сейчас говорят, это был пилотный проект систематического применения труда добровольцев. Вокруг профессиональных спасателей всегда было много людей, готовых помогать, но не имеющих возможность сделать это своей профессией. Мне доверили обучать эту разношерстную братию. За эти годы состоялись также такие проекты, как подготовка оперативных дежурных и операторов связи информационного центра Службы спасения, создание школы «Юный спасатель», открытие курсов «Первой помощи» и становление системы подготовки спасателей-резервистов. 

В 2006 году Москва перестала нуждаться в помощи спасателей Московской Службы спасения. Затраты на содержание столь нужных специалистов взял на себя город. В Москве открыли государственную специализированную пожарно-спасательную службу. К 2007 году в Службе спасения образовался плотный костяк добровольцев, а от профессионального спасательного подразделения осталось дорогостоящее оборудование. В этом же году в Учебно-методическом Центре по ГО и ЧС создали отдел подготовки резервистов. Мне предложили его возглавить. В этот момент появилась идея, что из хорошо обученных и мотивированных добровольцев можно сформировать самостоятельный поисково-спасательный отряд. Группа активных и неравнодушных ребят решилась предложить свою помощь населению. А так как мы имели опыт применения добровольцев для ликвидации последствий техногенных катастроф, ЧС и террористических актов, мы не испугались. И у нас получилось! Проект состоялся при непосредственном участии руководителей ГУ МЧС России по городу Москве, департамента ГО ЧС и ПБ г. Москвы, холдинга «Яузские Ворота», ООО «Московская Служба спасения» и личного вклада каждого добровольца. А бесплатное обучение добровольцы Москвы по сей день проходят в ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» г. Москвы. 

Ребята заканчивают обучение и на общественных началах работают в спасательных отрядах. Два экипажа нашего отряда заступают на дежурство в выходные и праздничные дни. Сейчас у нас в отряде 250 человек. Все они абсолютно разные. Им от 18 до 50 лет. Есть руководители коммерческих предприятий, студенты, обычные рабочие, менеджеры и т.д. Всех их объединяет одно – желание помогать людям, приносить пользу и добро. А еще у нас очень сложный проект, потому что мы квалифицированные добровольцы. Чтобы попасть в отряд, нужно сделать членский взнос, пройти четырехмесячное обучение, сдать аттестационные испытания на квалификацию «Спасатель». 

 

Мы пошли по пути, по которому идет весь цивилизованный мир. Доброволец ничем не должен отличаться от профессионала, кроме того, что он не получает за свою работу деньги. Ребята заступают на оперативное дежурство по Москве. Если человек звонит по номеру 101 или 112 и просит о помощи, а оператор экстренной службы видит, что наш экипаж ближе всех, то направляют нас, добровольцев. 

Если же говорить об основной нашей работе, то у нас есть определенная ниша – экстренная социальная помощь пожилым людям и инвалидам. Дополнительно нашим экипажам передают социальные вызовы, такие, как открыть дверь одинокому пожилому человеку, поднять с пола на кровать упавшего, вызволить с помощью специального оборудования из «техногенного» плена кошку или собаку. Например, в квартире живут пенсионеры, которым за 80 лет. Один упал в одной комнате, другой – в другой, оба не могут подняться. А если еще закрыта входная дверь, то это вообще плохо. Им нужно до кого-то дозвониться, попросить о помощи. Приехав к ним, нужно открыть дверь, поднять с пола. А если человек весит 150 кг, а если у него остановилось сердце или перелом шейки бедра? Еще много случаев с открытием металлических дверей, которые сейчас поставили почти в каждой квартире. Замок сломался, кому открывать? Вот один из ярких примеров: приехали в жилой дом (вызвала нас соседка), а около двери в подъезде сидит на стульчике бабушка. Говорит нам, что потеряла ключи, но сейчас муж должен приехать, открыть дверь. А нам соседка объясняет, что ее муж три месяца назад умер. Кто будет открывать дверь? Кто возьмет на себя ответственность и материальные расходы? Мы берем. Это примерно 50-60% наших вызовов, остальные – аварийно-спасательные (суициды, ДТП, пожары). Приведу еще один пример: мужчина упал в ванной, а вес у него – 320 кг, чтобы его вынуть, нужно разбирать часть стены, а чтобы увезти в больницу, нужны специальные каталки и средства и еще человек 10, чтобы по лестнице спустить. В этих случаях вместе работают профессионалы и добровольцы. Одним экипажем не справиться. Конечно, часто приходится спасать животных, кошек, которые куда-нибудь забрались, кольца с распухших пальцев снимать, в общем, это жизнь, любой человек может попасть в какую-то неприятность, и наш долг – ему помочь. Помочь нужно не только физически, но и морально поддержать. Это важно. Успокоить, порой – поговорить о проблемах и даже что-то посоветовать. 

 

О сложностях 

Трудности в нашей работе всегда есть. Мы добровольцы. Очень сложно заслужить доверие…  Сложно решаются вопросы материального обеспечения. Оборудование в нашем проекте дорогое. Требует внимания и заботы. Без помощи социально-ответственного бизнеса нам не выжить, да и своих личных средств добровольцы тратят достаточно. 

Очень непросто мотивировать и сохранить обученных добровольцев. Не растерять, обеспечить условия работы. С нетерпением ждем открытия третьего поста. Добровольцы должны иметь возможность работать. Доверие, много работы и возможность спасти человека – это серьезные мотиваторы для ребят. 


О главном 

Главное для меня – это поставить задачу и выполнить. Нужно добиваться своей цели. Если же говорить о мечте, то моя – продолжить развивать проект «СпасРезерв». У меня есть радость оттого, что добровольцы – это отдельные люди, готовые всегда идти навстречу. У нас очень хорошие ребята, сплоченный коллектив. Все, кто приходит, вливаются в большую семью со своими заморочками, конфликтами, но это семья, в которой каждый готов помочь другому. 

 

О себе 

Вся моя жизнь как была, так и есть – в работе и добрых делах. У меня двое сыновей, один из которых – тоже военный. Уже подрастают внуки, которым также передаю свой опыт, учу быть человеком. Кстати, мой старший сын Алексей – лучший в России по историческому дайвингу. Он вместе со своей командой работает как поисковик, ищет затонувшие подводные лодки, судна, корабли и т.д..

 

Проект «Гордость России»

© Copyright 2018 ЦППЛ - Все права защищены